онлайн-журнал «Библиотекарь» от 18.12.2025

От классики к иммерсивным спектаклям: Инновации в самарских библиотеках

 


Софья Сыромятникова – самарский деятель культуры, которая прошла путь от библиотекаря до руководителя крупнейшей муниципальной библиотечной сети города. Она сочетает в себе системный управленческий подход, полученный в ведущих вузах, с тонким гуманитарным чутьем поэтессы и члена Союза писателей России. Её энергия и видение преобразуют библиотеки в современные, востребованные центры притяжения, где традиционное чтение соседствует с цифровыми технологиями и актуальными городскими проектами.


Софья Сергеевна, основную часть трудовой деятельности вы посвятили библиотечному делу. Что для вас значит библиотека?

Библиотека для меня – это живой организм, своего рода «социальный хаб». Это место, где встречаются прошлое и будущее, где традиция рукопожатием обменивается с инновацией. Это не просто хранилище книг, а пространство, где рождаются смыслы, где человек может найти не только информацию, но и себя.

Сегодня вы возглавляете Самарскую информационно-библиотечную систему. Какой ее приняли, и как изменили работу?

Я приняла систему с огромным потенциалом, сильными кадрами, но и с вызовами, общими для всей библиотечной отрасли: необходимость стать более видимой, современной и востребованной для нового поколения. Мы начали со стратегического позиционирования: сместили фокус с «книговыдачи» на «создание среды». Каждая библиотека в нашей системе теперь – не просто пункт, где можно взять что-то почитать, а уникальный книжный центр притяжения со своим профилем. Мы были похожи на большую библиотечную галактику, где каждая звезда светила ярко, но по отдельности. Теперь необходимо создать целое созвездие, где у каждой библиотеки – свое неповторимое место и своя миссия. Поэтому ключевым изменением стал стратегический переход от унификации к индивидуальности. Мы запустили масштабный процесс профилирования наших филиалов. Вместо того, чтобы быть просто «библиотеками по месту жительства», они станут центрами притяжения для людей с определенными интересами. Что получится? Для любознательных и амбициозных мы предлагаем библиотеку №11 с концепцией «Взлетная полоса возможностей», где книги по саморазвитию сочетаются с карьерными консультациями. Тем, кто грезит о путешествиях и приключениях, мы предлагаем посетить библиотеку №4 с концепцией «Междуречье». Поклонники фантастики обрели свою цитадель «Портал в другие миры» в библиотеке №21. Для ценителей истории и краеведения мы создали библиотеку №16 с концепцией «Безымянка: история района» – это живой архив и культурный центр знаменитого района. Это не просто смена одних мероприятий другими. Это глубокая внутренняя трансформация. Мы пересматриваем фонды, готовим специальные программы, переоборудуем пространства и готовим команды спикеров, чтобы каждая библиотека стала настоящим тематическим хабом. Наша цель – чтобы самарец, увлеченный, скажем, космосом, знал: ему нужно в библиотеку №26, а начинающий писатель – что его ждут в «Школе писателей», в библиотеке №23.

Какое место СМИБС занимает в библиотечной системе нашей страны?

Пару слов о том, что такое СМИБС. Самарская муниципальная информационно-библиотечная система создана в декабре 1986 года и объединяет 36 библиотек, две из которых модельные: Центральная городская библиотека имени Крупской и библиотека №8. Разветвленная сеть филиалов охватывает весь город с населением более миллиона человек. Это одна из крупнейших и наиболее динамично развивающихся муниципальных библиотечных сетей России. Мы не просто следуем общероссийским трендам, но и во многом сами их формируем, выступая в роли экспериментальной площадки. Наши наработки в области социокультурного проектирования, интеграции с городской средой и цифровыми технологиями часто становятся примером для коллег из других регионов. Об этом свидетельствуют наши победы в профессиональных и грантовых конкурсах, отзывы коллег и, конечно, любимых читателей.

Под вашим руководством библиотеки реализуют инновационные проекты. Какие из них самые необычные?

Я бы выделила несколько. Подкаст-студии в библиотеках – мы превращаем читателей в создателей контента, записывая аудио-истории города. Проекты «библиотечных театров» – когда литературные произведения оживают не просто в виде читок, а в форме иммерсивных спектаклей, где зритель становится участником действия. «Живой фонд» – это система, где книга не застаивается на полке. Мы активно используем данные о спросе и трендах, чтобы фонд был по-настоящему актуальным и «дышащим». Ну, и, конечно, «Библиобот» – чат-бот, позволяющий найти книгу в любом из наших филиалов.

Большое внимание вы уделяете поддержке и развитию чтения. Как вы оцениваете интерес аудитории, посещают ли сегодня библиотеки, интересно ли это, что могут предложить в самарских библиотеках?

Интерес есть, но он изменился. Люди приходят не только за книгой. Они приходят на лекцию, в клуб по интересам, поработать в коворкинге, привести ребенка на развивающее занятие, просто пообщаться. Современная самарская библиотека предлагает гибридный формат: можно взять книгу из фонда и тут же обсудить ее в книжном клубе; можно послушать лекцию о классической литературе и затем посетить мастер-класс по созданию комикса. Мы предлагаем среду для развития в самом широком смысле.

Какую литературу вы читаете чаще всего – профессиональную или для души?

Я против такого жесткого разделения. Профессиональная литература по менеджменту, урбанистике, цифровой культуре читается мной не только как специалистом, но и как человеком, ищущим новые смыслы. А художественная литература, поэзия – это и пища для души, и профессиональный интерес, и источник вдохновения для управленческих решений. В хорошей литературе нет границ.

Вы родились в семье педагогов. Как они прививали вам любовь к чтению?

Мне не просто «прививали», я росла в атмосфере, где чтение было естественной и важнейшей частью бытия. Родители-педагоги не заставляли меня читать списки «обязательной» литературы. Они сами много читали, читали мне вслух перед сном, обсуждали прочитанное за ужином, водили в библиотеки и книжные магазины и давали возможность выбирать. Книга была не обязанностью, а предметом искреннего, живого интереса, мостом для диалога. Как мне кажется, это самый действенный подход.

Софья, вы окончили Поволжскую государственную социально-гуманитарную академию и Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева. Где получили наиболее качественное, фундаментальное образование?

Оба образования бесценны, но по-разному. Поволжская социально-гуманитарная академия дала гуманитарный и естественно-научный фундамент, понимание природы на планетарном уровне. Это школа смыслов. Самарский университет дал системное, стратегическое мышление, инструментарий для управления сложными процессами в современном мире. Идеальное сочетание для моей нынешней деятельности – гуманитарное видение плюс управленческие техники. Ну и никто не отменял дополнительное образование и прочие курсы. Стараюсь каждые два месяца учиться чему-то новому.

Ведутся споры о том, существует ли самообразование. Как думаете вы – возможно ли обучиться чему-то самостоятельно, или мы в любом случае прибегаем к помощи педагогов и наставников?

Любое настоящее обучение в итоге является самообучением. И мы все своего рода самоучки. Однако наставник, педагог – это не тот, кто «вкладывает» знания, а тот, кто выполняет роль катализатора. Он помогает структурировать информацию, задает правильные вопросы, указывает на ошибки и открывает двери, о которых ученик не подозревал. И здесь я подхожу к главной мысли, которая мне особенно близка. Книга – это и есть самый доступный и мощный наставник, к которому мы «прибегаем» в процессе самообразования. Когда вы остаетесь наедине с текстом, вы вступаете в диалог с автором, с его опытом, с его системой мысли.

Знаю, вы еще заведуете литературной частью Самарского академического театра оперы и балета. Это непростая задача. Как понять, подходит пьеса театру или нет и выдержать баланс между современными произведениями и классикой?

Критерий один: рождается ли при прочтении текст живой, здесь и сейчас? Даже самая каноническая классика должна «пробивать» актуальностью, говорить с сегодняшним зрителем на его языке. Современная пьеса не должна быть просто модной, она должна обладать художественной и смысловой глубиной. Баланс – не в механическом чередовании «одна классика – один современник», а в создании единого поля диалога, где и классика, и новая драматургия отвечают на одни и те же вечные вопросы.

Жители Самары знают вас как поэтессу, вы даже успели выпустить в свет несколько сборников. О чем ваши произведения, что хотите донести до читателей?

Моя поэзия – это, в первую очередь, исследование внутреннего мира современного человека на фоне стремительного и порой бездушного урбанистического ландшафта. Я пишу о памяти, о диалоге с прошлым, о хрупкости человеческих связей, о поиске тишины внутри себя. Мне важно донести не «мысль», а ощущение, создать для читателя пространство эмоционального и интеллектуального соучастия, где он сможет услышать и самого себя.

Участвуете ли вы со стихами в читках, открытых микрофонах, поэтических вечерах, фестивалях, и вам ближе стихи произнесенные или написанные?

Поэзия рождается в тишине, на бумаге или экране – это интимный акт. Но обретает она свою полную силу только в звучащем слове, дыхании, энергии, которая возникает между автором и аудиторией в момент исполнения. Поэтому я активно участвую в поэтических вечерах, фестивалях, читках. Для меня это две неразрывные ипостаси одного целого.

Поделитесь рецептом хорошей поэзии. Как понять, что именно это стихотворение достойно внимания?

Универсального рецепта нет. Но есть несколько признаков. Хорошее стихотворение нельзя пересказать прозой без потери сути. Оно обладает своей, только ему присущей, энергетикой и ритмом. Оно остается с тобой после прочтения – строчкой, образом, ощущением. И главное – оно честное. Не обязательно автобиографичное, но рожденное внутренней необходимостью, а не конъюнктурой.

Чего, на ваш взгляд, современным библиотекам в регионах не хватает, а какими вы бы хотели увидеть библиотеки спустя некоторое время?

Часто не хватает смелости и ресурсов на кадры. Технику и ремонт можно найти, но главное – это люди, способные быть не хранителями, а режиссерами библиотечной жизни. Я хочу видеть библиотеки сетью интеллектуальных и творческих коворкингов, настоящими «третьими местами» для горожан, центрами краеведческой и просветительской активности, которые являются неотъемлемой частью культурного и социального ландшафта города.

Какие книги самарских авторов вы обязательно рекомендуете к прочтению?

Самарская литературная школа очень сильна. Это уникальный сплав волжского простора и промышленного урбанизма. Поэтому обязательны к прочтению: Михаил Анищенко. Его собрание сочинений должно быть на полке каждого, кто хочет понять глубину и силу самарской поэтической школы. Евгений Евтушенко называл его гениальным поэтом. Это автор-откровение, встреча с которым меняет внутреннюю оптику. Андрей Олех и его эпическая документально-художественная серия «Безымянлаг». Это больше чем трилогия, это – памятник, исследование и потрясающее по силе повествование одновременно. Олех проделал титаническую работу, чтобы оживить память о Безымянлаге, и через судьбы конкретных людей показал трагическую и героическую историю нашей «запасной столицы», нашей Безымянки. Конечно, это лишь две вершины большого литературного массива. В наших библиотеках каждый обязательно откроет для себя целую вселенную самарской литературы. Достаточно простого любопытства и готовности погрузиться в текст, чтобы услышать живой голос нашего города.

Источник: сайт журнала «Библиотекарь»